В спорткомплексе "Олимпийский" состоялось
выступление группы "Ранетки". На концерте главной детской группы страны
БОРИСУ Ъ-БАРАБАНОВУ забавнее всего было наблюдать за взрослыми.
Большинство пап и мам ждали своих чад в
окрестностях "Олимпийского" или в буфете. Но те, кто все же предпочитал
держать отпрысков в поле зрения, выглядели озадаченными. На лицах
читался вопрос: что же такого волшебного находят дети в этом
грохочущем, не всегда ровно сыгранном и нередко фальшиво спетом
поп-роке? Особенно туго было тем старшим членам семьи, которым с утра
пришлось дежурить у подъездов "Олимпийского", чтобы их дети взяли
автограф у выбежавших на несколько минут участниц команды.
Под прошлый большой концерт в Москве группа год
назад арендовала дворец спорта "Лужники". С тех пор они только упрочили
репутацию одного из самых активно гастролирующих составов. До конца
года им предстоит дать не менее 60 концертов, и уже есть расписание на
следующий год. В прошедшее воскресенье поклонники "Ранеток"
оккупировали "Олимпийский". Пусть не весь, пусть галерка почти
пустовала, но для группы, большая часть аудитории которой подростки
10-12 лет, это успех.
Взрослые, оказавшись в эпицентре визга и
топота, не знали, то ли крепче держать верхнюю одежду беснующихся
наследников, то ли все же зажимать уши. Дети же явно получали желаемые
эмоции, которые в российской эстраде не может им дать больше никто. По
сути, песни "Ранеток" — это озвученные страницы памятных многим по
школьным годам "откровенников". Любовь, слезы, расставания, причем пока
еще лишенные совсем уж откровенного эротического подтекста.
"Взрослая" публика вовсю обсуждает уход из
группы самой сексапильной из нимфеток с гитарами, барабанщицы Леры
Козловой, параллельно комментируя брак продюсера группы Сергея
Мильниченко и юной гитаристки Наташи Щелковой. Господин Мильниченко
старше своей бывшей подчиненной более чем на двадцать лет. В истории
взросления девушек, прошедшего на глазах миллионов зрителей телесериала
"Ранетки", при желании можно найти вполне набоковский мотив. Однако
целевую аудиторию явно заводит не таблоидная популярность "Ранеток".
"Ранетки" в одиночку закрывают нишу "тин-попа",
которая пустовала едва ли не со времен "Ласкового мая". По форме музыка
"Ранеток" — рок, причем в концертной версии — громкий и по-гаражному
непричесанный. По содержанию — прямолинейно изложенные и сыгранные
тинейджерские истории о радости отрочества и первой сердечной боли.
Особые симпатии подрастающего российского поколения связаны с тем, что
у "Ранеток" на этом поле фактически нет конкурентов, хотя бы потому,
что их поддерживает мощнейший ресурс — телевидение в лице сериала на
канале СТС и новой программы на "Муз-ТВ", которая называется
единственно правильным образом — "Откровения подростков".
Но все же для того, чтобы истерия достигла
накала, прорвавшегося общей истерикой на концерте в "Олимпийском",
одной телевизионной накачки было мало. Неотвратимо взрослеющие девушки
для юных россиянок действительно "свои". В них нет откровенной
просчитанности и надуманного гламура, и зрители это понимают каким-то
своим тайным детским чутьем. С известной натяжкой можно даже сказать,
что "Ранетки" даже выглядят как обычные школьницы. Соотношение
"красавиц" и "заводил" в группе ровно такое же, как среди девочек в
среднестатистическом школьном классе. Все в коллективе устроено
настолько близко к реальной жизни, что музыкальное и поэтическое
совершенство (или несовершенство) вообще не фигурирует как
принципиальный элемент проекта. Как написал недавно в своем блоге
генпродюсер СТС Вячеслав Муругов, "субкультура, созданная "Ранетками",
живет своей жизнью и в телевидении уже не нуждается".